Хлебное место (постпасхальное)

– Ты видела на чем батюшка ездит? То-то и оно! Хлебное место. Вот бы Костика моего, как школу закончит, туда пристроить. Это, считай, до конца жизни обеспечен будет. Так хочет же ведь с компьютерами чего-то там… в Киев поступать. А толку? Вон, Cветкин пацан закончил и без работы сидит.

Богомолки в цветастых платочках, с корзинками, наполненными крашеными яйцами восхищенно кудахчут, не без зависти описывая атрибуты священства: шикарный дом, автомобиль, аксессуары из драгметаллов и личный гардероб попадьи.

Еще недавно их мечтой был «бизнес» – но грянул кризис, и начался естественный процесс «вымывания» мелких предпринимателей. Многие прочили своим сыновьям и карьеру чиновника, однако нестабильность политической ситуации не дает и здесь уверенности в завтрашнем дне. Перспектива карьеры военного, мента, чиновника, предпринимателя как-то отходит на задний план, уступая место церковной карьере.

И растут ряды пастырей духовных, и некуда им всем пристроиться, и негде уже церкви ставить. Безработица, блин. Высокий конкурсный отбор (уже даже на завалящий сельский приход) заставляет зубами и локтями пробивать дорогу к хлебному месту, где гарантии социальной обеспеченности выше, чем даже на госслужбе.

Связано ли это с «верой» и так называемой духовностью? Помилуйте, это всегда были «панські витребеньки» – удел постаревшей интеллигенции, которую (даст бог) скоро окончательно «вымоют» в религиозный маргинес с хлебных мест менеджеров по духовности. Безработица, блин. Церковь проходит тот же путь, что и компартия после наплыва массы жаждущих гарантированных хлебных мест. Разница лишь в том, что многовековой опыт и сила традиции (усиливающаяся вместе с общим старением населения и миграцией молодых) позволяет церкви в еще меньшей степени ориентироваться на свои «источники и составные части». Просто определенная бизнес-корпорация имеет привилегии перед остальными бизнес-структурами.

Как-то соотносить церковь с принципами раннего христианства – это все равно что в 1985-м году рассказывать секретарю Воронежского обкома о пролетарской революции. На это способен лишь человек полностью потерявший связь с реальностью в своих натужных «поисках духовности». В церкви, как и в любой бизнес-корпорации, главным является получение прибыли – и стимулировать работников можно только показывая им пример успешного предпринимательства (на одних энтузистах из числа «просветленных» далеко не уедешь). Поэтому, увы, прав протиерей Чаплин, говоря о престиже церкви, который подчеркивается предметами роскоши. Об этом знает практически любой поп, об этом знает и основная масса прихожан. И когда постсоветская интеллигенция начинает возмущаться, вспоминая о принципах Нагорной проповеди, это нередко вызывает раздражение не только у бизнес-попов, но и большинства прихожан – вы ошиблись адресом, вы лезете не с тем уставом и не в тот монастырь.

Когда в нашем антикварном салоне я увидел молодого попа, который раскручивая пальцем ключи от автомобиля, принес сдавать пачку икон (на первый взгляд середина XIX века), меня удивил не сам этот факт, а восхищенная реакция продавщиц: «Сразу видно, что хороший священник – умеет деньги зарабатывать». Хороший священник – это хороший менеджер, который своим богатством побуждает мирян быть лояльными именно этой корпорации.

– Чего вы к нам-то прицепились? Почему не к Нафтогазу какому-нибудь, не к стройтресту или ресторану? – искренне недоумевал, помнится, ченец-охранник в форменной рясе одного из крымских новодельных храмов, возмущенный попытками протестующих против застройки воззвать к христианским принципам.

И ведь разницы действительно нет – кроме как в ставке налогообложения.

Золото и пурпур, базилики, некогда поражавшие своей пышностью и великолепием «страждущих» варваров, воспринимавших именно это золото и пурпур как саму основу церкви. Церковь всегда знала, как производить впечатление и обещать «варвару» восхождение по социальной лестнице, статусность и в перспективе обладание золотом и пурпуром. Церковь знает, как именно рекламировать себя и свой товар. И часы патриарха (его дом, автомобиль) привлекают большее количество людей, чем самая вдохновенная проповедь какой-нибудь Матери-Терезы. Как и фотографии основателя сетевой пирамиды возле бассейна с полуобнаженными девушками обычно действуют эффективнее одних лишь устных убеждений бродячего рекламного агента – то бишь проповедника другой корпорации.

Церковь знает свою паству – свою целевую аудиторию. Никто не будет ставить документальный фильм о созвездии Андромеды в прайм-тайм на коммерческом телеканале. И ни одна церковь не будет ориентироваться в своих действиях на узкий круг постаревшей постсоветской интеллигенции, всерьез воспринявшей евангелия или другие мифы народов мира в своих метаниях между водкой и крестом. Тенденцию развития современной церкви (не важно какого патриархата) на постсоветском пространстве можно условно определить, как контрреформацию – востребованность «богатой церкви». Именно «богатая церковь» служит ориентиром для массы мужчин, перед которыми не закрылись еще (как в других сферах деятельности) двери в райский мир, где на фуршетах текут фонтаны шампанского «Вдова Клико».

Транспорт и авто сопровождения Патриарха Московского и Всея Руси

Авто Патриарха Киевского и Всея Руси-Украины

Обратная тенденция может возникнуть лишь когда эти двери закроются, либо же прибыль каждого отдельного священника начнет падать в силу массового размножения ему подобных, пасущихся на ниве духовности. Тогда люди, мигрирующие ныне в церковь из бизнеса, вынуждены будут искать иные пути обогащения. Начнется процесс монополизации с лишением сана-лицензии каким-либо аналогом санэпидстанции или пожарной инспекции. И, вероятно, ждать этого осталось недолго – судя по усиливающемуся давлению на каждое священнико-место.

– Удержаться все сложнее, – говорит мой знакомый отец Иннокентий, пасущий души в одном из сел Черкасской области.

– Грызня почти как на привокзальной стоянке (отец Иннокентий недавно еще был таксистом). Своих же карами небесными не проймешь, –улыбается отче. А вот классная тачка отрезвляет души претендентов (значит, ты в ладах с начальством), так что не приходится пока никому кадилом по башке стучать.

Отец Иннокентий – не верующий (ведь и работники мясокомбинатов часто не употребляют колбасу своего производства). Просто его работа приносит гораздо больший доход, чем ожидание пассажиров на привокзальной стоянке. Напившись, он пытается петь «Rammstein» и не без гордости демонстрирует груду всякой снеди, преподнесенной прихожанами. В пылу пьяного угара он святит куличи недопитой водкой, пританцовывая на одной ноге.

– Во имя отца и сына и духа, бл…, святого….

На утро, протрезвев, мы едем с попадьей в соседний район – навестить, так сказать его коллегу по цеху. Приходится ехать на электричке, так как, во-первых, отец Иннокентий не в состоянии сесть за руль; а во-вторых, он недолюбливает своего коллегу Эллочку по гомофобским причинам. Попадья Надюшка везет целую корзину освященных предыдущим вечером куличей и прочей сдобы. Напротив женщины заводят все тот же разговор: куда определить подрастающее чадо, которое рядом сосредоточенно уминает булочку с маком.

– От якби ж його в семінарію взяли – вік би горя не знав і мені спокійніше було б.... Ти подиви хоча б, як наш-то отець шикує. Я вже до нього так і так – щоб, може, допоміг як-небудь потім чи слово хоча б замовив.

Щекастый мальчуган, умяв булочку, удивленно озирается в поисках еще чего-нибудь съестного. Надюшка ехидно улыбаясь, протягивает ему из корзинки пирожок:

– Держи, освященный – с капустой.

Дмитрий Колесник, "Лiва"


Первое впечатление от родной школы: стало меньше детей, позднее на педагогическом собрании узнал, что сейчас учится около 700 детей, когда я учился - в 90-е годы, было 1200 учеников. При этом почти половину детей привозят из восьми окружающих поселок деревень (школа в посёлке городского типа). А школы, которые там были, закрыли, их стало экономически невыгодно содержать, легче дать одной школе 2-3 автобуса и каждый день возить детей в школу и обратно.

Следующее, что замечаю - физическое состояние детей - какие-то хлипкие, болезненные. Затем нахожу факты, подтверждающие моё впечатление. В школе есть кадетский класс (одни мальчишки, больше часов физкультуры, строевая подготовка и т. п.), так если заглянуть в листок здоровья почти половина детей - в подготовительной и специальной группах, два инвалида, треть класса фактически освобождена от физической культуры - только посещают занятия. В этом же классе несколько учеников уже в 9 классе были алкоголиками в начальной стадии - пили несколько лет по 2-3 раза в неделю. Дали класс, стал классным, 25 учеников, только двое(!) первой группы здоровья, почти треть класса проблемы со зрением, больше половины различные хронические заболевания.

Ещё один «сюрприз» в школе больше 20 детей с диагнозом F 70 (лёгкая олигофрения), больше 30 детей ЗПР (задержка психического развития), ещё столько же без диагноза бегают, а с «просто» с психическими проблемами по нескольку практически в каждом классе. Как потом выяснил, почти все эти дети - «подарок» от пьющих родителей.

В школе, на первом этаже, постоянный запах табачного дыма - детишки курят в туалете. Таким образом, пассивными курильщиками является почти вся школа. Даже если их поймают техслужащие, дежурный учитель, сам директор ничем серьёзным ученику это не грозит, ну поругают (профилактическая беседа), может, вызовут родителей, но не факт, что те придут. А если придут, что сделают - время упущено, пообещают принять меры в общем. Особо «одарённые» дети курят со 2-3 класса, процент курильщиков растёт с каждым годом, особенно страшно то, что закурили и девушки. Девушки пьют шампанское и вино с 4-6 классов, причем наливают родители - Новый год, день рождения. Сквернословие и распущенность поведения давно стали нормой.

Школу губит безнаказанность и безответственность - ученик может сквернословить, послать учителя на три буквы, а потом сказать, что ему послышалось, а другие подтвердят, что так оно и было. Некоторые даже пытаются запугать учителей своими родителями - уголовниками. Большая часть учителей смирилась с таким положением - нет стимула бороться, зарплата маленькая, требуют много, установка такая: во всём виноват учитель. Поставишь за четверть честную двойку, тебе же хуже будет - портишь отчётность.

Не надо думать, что учителя ничего не делают - регулярно проводятся соревнования разные конкурсы, рассказывается о вреде курения, алкоголя, мобильных телефонов, компьютерных игр, но вся эта информация просто капля в море. Детей воспитывает телевидение и Интернет. Не раз проводил анкетирование учащихся - героями мальчишек являются Человек-Паук, Блейд, Терминатор, Гарри Поттер (он популярен и у девочек), Гэндальф, и т. п., ни одного русского персонажа, хотя не может не радовать то, что это положительные персонажи, которые бьются со злом, т. е. стремление к Справедливости у детей есть, они ещё русские. С девочками дело обстоит хуже, они попали под власть Западной культуры капитально - их кумиры, представители поп-музыки, героини различных сериалов (типа «Няни», «Счастливы вместе»), идеалы мужской красоты Тимберлейки, Бреды Питы. Их привлекает внешний блеск, они не имеют представления о духовной красоте, хотя даже среди них есть девочки которые читают (!) книги, стихи, но они тонут в общей массе будущих потребителей.

Всеобщая увлечённость детей популярной музыкой, разбавленной уголовным романтизмом (шансон) и рэпом, посещение дискотек с 5-6 классов. Сразу вспоминаются слова А. Гитлера, из застольных бесед: «... надо дать им алкоголя и табака сколько их душе угодно...Музыки они, конечно, могут иметь сколько им угодно...всё, что надо деревенским жителям, это музыка, музыка и ещё раз музыка. Весёлая музыка - отличный стимул в тяжелой работе; дайте им все возможности потанцевать, и все селяне будут нам благодарны...».

И не надо думать, что такая школа исключение, наша школа ещё одна из лучших в районе - серебряные и золотые медалисты, первые места на олимпиадах, сильные учителя, победители разных конкурсов. В городах положение усугубляется тем, что там есть т. н. «золотая молодёжь», в сельской местности это ещё не так заметно.

В школе практически отменен общественно-полезный труд, теперь запрещено «эксплуатировать» детей: в итоге наплевательское отношение к школе, можно рисовать на партах, плевать на пол, рисовать на стенах.

Учителя


Школа держалась последние 20 лет за счёт советского запаса прочности, работают учителя-пенсионеры ещё советской закалки. Они дают фундаментальные знания, но их становится с каждым годом всё меньше и меньше. Преподаватели из молодых обычно долго в школе не выдерживают, при мне (4 года) каждый год приходило 2-5 молодых специалистов, обычно больше года никто не работал. Уходили и устраивались, где угодно, лишь бы не в школе - продавцом, в МВД, в охранники, менеджеры. Остаются в основном приспособленцы, кому наплевать на диктат директора и деградацию детей, равнодушные.

Учителя просто задавлены грузом всякого рода бумажной работы - отчёты, анализы, планы, диагностики и т. п. и т. д., плюс всеобщая компьютеризация «порадовала», теперь нужно писать не только в бумажном варианте, но и в электронном. Все школы занимаются показухой, у нас же всякие национальные проекты в моде, поэтому бумажная работа кипит, надо срочно показать какие мы инновационные, продвинутые в образовательных технологиях, проводим всякие научно-исследовательские изыскания. В итоге, в ущербе опять ребёнок, когда учитель закончит писанину, ему просто некогда увидеть проблемы ребёнка, помочь ему. В общем «всё хорошо прекрасная маркиза», на бумаге - и новые образовательные технологии внедряем, и два компьютерных класса, и электронная учительская, и три новых автобуса, а дети всё тупее и больнее.

В 90-е годы смеялись над американскими рассказами Михаила Задорнова, мол какие американцы тупые, и их школьники. Могу вас заверить наши школьники их стремительно догоняют, они мало, что знают, а главное не хотят знать - зачем, если умные учителя получают меньше, чем неграмотные узбеки на стройках.

Ещё одна беда современного дошкольного и школьного образования - это отсутствие мужчин, у нас в школе их было много, аж 6 человек на 60 преподавателей, в ряде школ их вообще нет, или один и это не редкость. Поэтому мальчиков в России изначально воспитывают женщины: от дома, где отец на заработках, или его вообще нет, а если дома то пьёт, детского сада (мужчина в детском саду это просто уникальный случай), до школы. А потом многие задают вопрос, а где у нас в России настоящие мужики. А откуда им взяться то? Только путём самовоспитания, но таких единицы, в статистике они погоды не делают. Да и система общего обучения девочек и мальчиков, негативно сказывается на мальчиках, они психологически и физически позже взрослеют, чем девочки на 2-5 лет. Если некоторых «девочек» уже в 7-8 классах можно замуж отдавать, то мальчишкам ещё надо в солдатики, да в казаки разбойники играть. Это ещё один удар по мальчикам, они чувствуют себя ущербными, они меньше и их бьют девочки! Потом чтобы показать сверстницам, что они уже взрослые, они начинают курить, употреблять мат в разговоре, выпивать для храбрости, грубить, в итоге оставшиеся годы детства загублены.

ЕГЭ - это диверсия против остатков советской школы, во-первых, сдавать тест по гуманитарным дисциплина и русскому языку, это как минимум глупость. Сам не раз сталкивался в них с вопросами, где на устном экзамене можно было бы дать два правильных ответа и доказать свою точку зрения. В тех же истории, обществознании надо уметь устно отвечать и доказывать свою точку зрения, ЕГЭ эту возможность убил. Во-вторых, ЕГЭ приводит к коррупции (хотя когда вводили, говорили, что ЕГЭ покончит с ней). Выпускной класс, ученик в каждой четверти получал 2-3 двойки (в уме, помните система - пишем три два в уме), всегда по русскому, а по итогам ЕГЭ отлично. Интересно то, что он сын местного «олигарха», получается система закрепляет разделение «дорогих россиян» на новых хозяев жизни и всех остальных. Да и всем известно, учителя позволяют списывать («шпоры» в туалетах и т. д.), да и просто сами решают ученикам задания (например, фотографируют задания на мобильный телефон и посылают, сам решал по обществознанию в этом году, по просьбе друга). Ведь провал учеников, провал школы, пятно на репутации школы, Да и просто учителя, родственники, умники из младших классов могут пойти сдать за выпускников, при определённой договорённости. В-третьих, ЕГЭ убивает время основной программы, учителя «натаскивают» учеников на решение тестов, чтобы не портить себе показатели, а страдает общая программа.

Многие знают, что в армии ввели систему денежного стимулирования лучших офицеров, так эту диверсию до этого обкатали в школе, правда денег выделили немного, но с тем же результатом. Директор теперь царь и бог, поперёк никто слова не скажет, такая вот вертикаль власти по-школьному, кстати, директора и большая часть школьной администрации состоят в «Едороссии», блюдут на местах, чтоб вольномыслия не было. Учительский коллектив расколот, кто-то получил прибавку, у других и так небольшую зарплату урезали.

Необходимые меры спасения


1.Образование любого уровня должно быть бесплатным. «Элитных» учебных заведений не должно быть, ибо от рождения все люди равны перед Богом, «элитарные» школы уродуют саму идею просвещения, делят детей на «элиту» и прочих, на избранных и нет. Верхняя планка образования должна определяться не толщиной кошелька, а самим человеком в зависимости от его способностей и трудолюбия. Негативный пример США и Великобритании перед глазами, где основная масса населения превращена в тупое, жирное быдло, а из «элитных» школ выпускают юристов, управленцев, да финансовых спекулянтов, предпочитая покупать инженеров, физиков, химиков в России, Индии, Китае.
2.Перевести систему образования с кодирующей педагогики (действует практически без изменений о средних веков), на методологическую, то есть если по простому не грузить детей массами разнородной информации, а научить их самостоятельно её добывать по мере необходимости. Это позволит сократить курс полной средней школы до 8-9 лет, а высшей школы до 3-4 лет.
3.В средней школе необходимо вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек, т. к. из мальчиков надо готовить мужчин, а из девочек - женщин. Психология, заложенная Богом и природой у них разная, следовательно, воспитание и обучение необходимо вести по совершенно разным программам и учебникам. Но чтобы не разобщать их и не противопоставлять, лучше не создавать отдельные школы (женские и мужские), а делать мужские и женские классы в рамках одной школы. С введением в программу занятий, где мальчики и девочки, разных возрастных групп могли бы общаться друг с другом (музыка, танцы, пение, изобразительное искусство и т. д.), дабы их объединяло не инстинктивное влечение, а общее мировоззрение и миропонимание.
4.Отмена ЕГЭ, возвращение к советской системе устных и письменных экзаменов (с 4 класса).
5.Создать и внедрить цельную программу здорового образа жизни, для всех образовательно-воспитательных учреждений начиная от системы закаливания (можно за основу взять «Детку» П. Иванова), кончая рукопашным боем (за основу взять систему А. Кадочникова или самбо). Восстановить спортивные сооружения, построить новые - в каждом вузе, средней школе, детском саду должен быть бассейн (плавание всем полезно, и устраняет уже имеющиеся дефекты) и хотя бы открытый каток для зимнего сезона. Необходимо взять за образец Древнию Грецию, где наряду со школами были «гимнасии», где занимались физическими упражнениями.
6.Возродить бесплатную систему домов творчества юных, кружков и спортивных секций в школах, подростковые и юношеские организации типа пионерии и комсомола (скажем «Русские Соколы», «внуки Сварога»).
7.Восстановить и усовершенствовать систему профессионально-технического обучения, сделать её гибкой, приспособленной к быстрому и качественному переходу на новые профессии и освоению новой техники и технологий. Нам понадобятся и строители лунных посёлков, городов на Марсе, техперсонал звездолётов.
8.Резко повысить престиж профессии школьного учителя, преподавателя ВУЗа и техникума, воспитателя и мастера профессионального обучения - достойная оплата, в сельской местности, где нет развитого общественного транспорта, как в городах, личный автомобиль, бесплатное жильё (после 15-20 лет работы), сьёмная квартира (дом) если нет жилья для молодых специалистов. Но перед этим конечно «зачистка» пьющих, с уголовным прошлым и низкоквалифицированных работников. 9.Вернуть в школы мужчин-учителей, создав все необходимые условия и льготы, причём в процентном составе их должно быть не менее 50%. Приложить усилия, к тому, чтобы в школы попадали военные пенсионеры, желательно боевые офицеры. Это сразу решит массу проблем - с мужским воспитанием, дисциплиной в школе, покончит с распущенностью, сквернословием.
10.Возврат на первом этапе (этап - восстановление), к программе и образовательным стандартам сталинского периода 30-40-е годы, можно переиздать учебники того времени (тогда по интеллектуальному развитию образованности молодёжи СССР занимал 1-2 места в мире), с включением лучших наработок последнего времени (например: опыт школы Щетинина).
11.Всесторонняя поддержка талантливой молодёжи и лучших учащихся - бесплатные путёвки в лагеря отдыха, денежные премии, ценные призы, повышенные стипендии, направления на престижную работу и т. д., дети должны видеть, что ценится ум и талант, а не наглость, толщина кошелька родителей и их связи.

Самсонов Александр.

Республика Марий Эл

Недостаточно прав для комментирования. Выполните вход на сайт

Please publish modules in offcanvas position.